С помощью данной формы Вы можете сообщить об ошибке в работе портала, задать вопрос
или оставить свое мнение о сервисах портала. Все поля, отмеченные знаком
, обязательны для заполнения.
Переполненный участниками ежегодной конференции риэлторов зал, солидный состав панелистов на ключевой сессии. Только что слушали правительственных мужей о важности рынка недвижимости для страны… Поднимается мужчина в возрасте, директор крупного регионального агентства, и задает вопрос: «Мы сейчас работаем за 2 процента комиссионных. Кажется, скоро будем вынуждены соглашаться на 1%! А нельзя ли от имени нашего высокого собрания принять обращение к Кабинету Министров, чтобы они нам сделали как в США - чтобы клиенты платили риэлторам по 6%?!» Я обернулся посмотреть: зал в принципе оживился, но явно не смеялся над почтенным коллегой. То есть такая наивная мечта, чтобы «нам просто сделали так же хорошо, как у них», жила почти в каждом. Через несколько часов был сильный подробный доклад о принципах работы в МЛС, но он был воспринят аудиторией без энтузиазма, если не сказать с плохо скрываемым скепсисом: «Как это - делиться комиссией? Да разве эти американские приемы будут у нас работать? Это все так сложно… Да кто из наших клиентов согласится подписать эксклюзивный договор с двойной комиссией?!» Это было в Бангалоре ровно месяц тому назад. Шло лето 2015-го… Потом в частных беседах я убедился, что многие игроки рынка (и не только в Индии) действительно, не верят, что риэлторы США и Канады собственными силами достигли: 1. подавляющей доли рынка при абсолютной добровольности обращения за их услугой; 2. высочайшего в мире размера средних комиссионных с отсутствием понятия «кидок» как такового; 3. признания со стороны клиентов, органов власти, СМИ, инфраструктуры (банков, адвокатов, оценщиков, консультантов...); 4. огромного числа участников рынка - более 2 млн. лицензированных специалистов - с потрясающими лоббистскими возможностями единого национального (крупнейшего в мире во всех отраслях!) объединения профессионалов, и все это без нарушения жесткого антимонопольного законодательства! В оправдание отставания отечественными «лидерами» движения нам предлагается на выбор: 1. жлобский менталитет клиентов - «страна такая» 2. слабость и ненадежность агентов - «работать не с кем» 3. коварство и недоговороспособность конкурентов - «кругом все чмаки и уволенные мною за левак бывшие» 4. традиции - «так у нас без нас сложилось, поздно менять» 5. постоянный кризис и… развитие интернета! Полное непонимание логических связей, причин и следствия. Неделю тому в Одессе робко инициировали Стратегическую Сессию с попыткой с помощью нейтрального опытного модератора найти общие ответы на ключевые вопросы: «Куда идем столько лет? Что делаем не так? Как объяснить клиентам нужность риэлторов и убедить их платить за услугу? Как объяснить агентам нужность объединений и привлечь их в свои ряды?» Первый шаг, кажется, сделан. Завтра Стратегический Совет АСНУ с такой же заявленной повесткой дня. В субботу 7-й «Риэлт-Fest» в Виннице, на который зарегистрировалось рекордное для Украины число участников - 370! А в конце октября - Первая конференция риэлторов Харькова, посвященная MLS… Хочется надеяться, что «генералы» и «рядовые» осознают, что продвижение вперед полностью зависит от нас самих, от договоренностей в каждом конкретном местном сообществе по: 1. Логике движения денег. 2. Технологиям продажи. 3. Кооперации на базе Этических стандартов. Не ожидая смены «прозаседавшихся». Понимая реальные угрозы и потрясающие возможности. И - простив друг другу все старые обиды. Шансы есть!