"Вода, тепло, уборка подъезда… за Что будем платить?"
За тепло и воду мы недоплачиваем
Проверить, насколько качественные услуги мы получаем от жилищно-коммунальных служб за свои деньги, человеку с улицы, увы, непросто. Вывод: эту задачу лучше всего возложить на некий специальный орган, в полномочия которого входят проверки предприятий ЖКХ. В некоторых городах (например, в Херсоне) подобные контролирующие органы пробовали создавать при муниципалитетах. Но идея оказалась не очень удачной: и контролеры, и те, кого они проверяли, относились к одной и той же «конторе». Именно поэтому летом прошлого года Кабмин принял решение о создании Государственной жилищно-коммунальной инспекции — независимого органа, в чьи полномочия как раз и входит контроль за соблюдением стандартов качества жилищно-коммунальных услуг. То есть защита нас с вами от произвола жэков и предприятий ЖКХ.
К сожалению, после принятия такого решения дело с созданием инспекции застопорилось, в том числе и из-за кризиса. По-настоящему работать жилищно-коммунальная инспекция начала приблизительно с начала нынешнего года. Назначены
8 областных руководителей (в Винницкой, Запорожской, Ривненской, Сумской, Харьковской и Ивано-Франковской областях, а также в Крыму и Севастополе). На объектах водо- и теплоснабжения и в жилом фонде уже проведены 37 проверок. Результаты не очень-то радуют. «В Украине 153 тысячи жилых домов относятся к коммунальной форме собственности, — рассказывает начальник Государственной жилищно-коммунальной инспекции Сергей Зимин. — Из них жилищным стандартам соответствуют не более 10%».
Инспекция будет проверять объекты, имеющие экономически необоснованные тарифы. Вообще по Украине тарифы по теплоснабжению составляют 80% себестоимости услуг, по водоснабжению — приблизительно 75%. Недостающая сумма погашается из бюджета.
«От уборки отказались!»
Последние несколько месяцев повышения тарифов на услуги ЖКХ в Киеве вызвали целую волну протестов. Сказать, что эта форма общественной активности бессмысленна, нельзя. Но и полагаться только на акции протеста не стоит. Параллельно нужно искать более конструктивные (и, возможно, более действенные) пути уменьшения тарифов. Например, один из них — отказаться от некоторых услуг, навязываемых жэком.
«На содержание жилья предоставляется 26 видов услуг, — поясняет Сергей Зимин. —Уборка подъездов, территории и так далее… Если речь идет о повышении тарифов в Киеве, то наша позиция следующая: жильцы каждого из 10 500 жилых домов в городе Киеве сами должны определить, сколько услуг они согласны оплачивать. Нужно провести соответствующие собрания во всех домах. Это очень серьезная работа! И после этого принимать соответствующие решения для увеличения или уменьшения тарифов. Киевская администрация, которая, по идее, должна инициировать такие собрания, этого не делает. Впрочем, она вообще много чего не делает. Например, не выполняет комплексные целевые программы, принятые Киевсоветом».
Горячая вода — комнатной температуры
Но что же делать, если от услуги отказаться нельзя, но ее качество, мягко говоря, оставляет желать лучшего? Например, «горячая вода» в кране на самом деле комнатной температуры. А само это понятие «комнатная температура» — весьма условное: едва живые батареи не в состоянии прогреть квартиру в холодные дни. Не отказываться же от отопления вообще!
«Предположим, у вас плохо топят (а в зимнее время температура в комнатах должна быть не меньше 18 градусов). Если температура меньше, тарифы нужно пересчитывать, и есть четкие критерии перерасчета, — рассказывает Сергей Зимин. — Что вы должны сделать? Вызвать исполнителя услуг, составить соответствующий акт и сделать перерасчет».
Вообще, считает начальник Государственной жилищно-коммунальной инспекции, принцип начисления тарифов в Украине несправедлив. У нас есть три категории потребителей — население, бюджетная сфера и промышленность. Для населения тарифы наименьшие, для бюджетников — чуть больше, для промышленности — самые большие. Получается, что население платит в 5—6 раз меньше промышленных предприятий. И это сильно бьет по отечественному производителю, делая его продукцию неконкурентоспособной. В европейских странах все как раз наоборот — население платит больше, чем промышленные производители.
Но ведь в европейских странах и зарплаты — не чета нашим. Поэтому равняться на Европу нам пока рано. Что же делать? «Энергосберегающие технологии — это единственный путь уменьшения тарифов на ЖКУ, — считает Сергей Зимин. — Нужно модернизировать систему теплоснабжения, устанавливать индивидуальные тепловые пункты в каждом доме. Одни только частотные преобразователи на водоканале позволят сократить на 30% затраты на электроэнергию». Впрочем, нынешняя ситуация на некоторых предприятиях водоснабжения такова, что впору думать не о модернизации, а о том, как бы не случилось трагедии. Но это тема отдельного разговора.
Людмила Заглада, газета «Новая»